8 июня 2009 года – это был день Святого Духа – группа прихожан Князь Владимирского собора «под крылом» духовного отца протоиерея Александра Чистякова отправилась в «сердце Русской Фиваиды на Севере», в город Вологду, поклониться святыням древней Вологодской земли.
Добраться до Вологды просто: с Ладожского вокзала ежедневно отходит фирменный поезд «Белые ночи,» 12 часов «с хвостиком» в пути – и мы уже сидим в «персональном» автобусе. В Прилуках (это окраина Вологды), в обители преподобного Димитрия нас ждали. Привратник иеромонах Александр определил нас в монастырский странноприимный дом (за пожертвование), пообещал на завтрак «ведро макарон». Но ведь седмица сплошная и для нас трапеза готовилась в студенческом кафе «Зачетка» Вологодского Государственного Педагогического Университета. Очень вкусно и не дорого.
Подвижничество наше началось! Иначе и не скажешь, так как иногда проезжали до 300 км в день.
День первый.
Обитель преподобного Димитрия Прилуцкого
Вологодского чудотворца
Димитриев монастырь, действующий, молитва творится непрестанно любимым нами знаменным распевом.
Иеромонах Александр показал нам обитель, рассказал о преподобном: «В 1371 году «присный друг и сотаинник Сергия Радонежского бегая славы» пришел на реку Вологду, при луке (изгибе) заложил храм во имя Всемилостивого Спаса и основал общежительный монастырь. Святой Димитрий служил образцом для многочисленной братии, достиг высокого духовного совершенства и сподобился дара прозрения и чудотворения. Тело святого погребено в созданной им Спасской церкви.» И мы возносили молитву у раки преподобного: «ныне со ангели ликовствуя, Спасу всех за ны молися, святе Димитрие».
Вологда
Вологда — ровесница Москвы: первое летописное упоминание Вологды относится к 1147 году. В «Житии преподобного Герасима», первого вологодского чудотворца, рассказывается, что в 1147 г. среди «великого леса» на правом берегу реки Вологды, на «Ленивой площадке», стояла деревянная церковь Воскресения. Вокруг нее находился «средний посад Малого Торжку».
Летописи отводят Вологде значительную роль во все времена Российской истории: в XIII веке город был Новгородской волостью, а в начале XV века здесь жил уже московский великокняжеский наместник. При Иоанне III в Вологде хранилась «часть государевой казны», а значит, город был укреплен и была «государева стража».
Существует предание, что Иоанн IV намеревался сделать Вологду столицей, но исторические события помешали этому предприятию. Пребывание Иоанна IV в городе заметно отразилось на его облике: строились крепостные стены, храмы, рылись каналы. Вологда стала центром торговли с англичанами, немцами, голландцами. Вплоть до основания Петербурга и Архангельска она была пристанью на пути в Белое море (речной путь Вологда – Сухона – Двина). Неоднократно посещал город Петр I.
Вологда очень живописна, особенно захватывает вид с высоты соборной колокольни: мощные купола Софийского собора, Вологодский кремль, а вдали белеют многочисленные храмы Божьи.
«Вологда – город мирный, в нем много благочестия, это моя Родина», — писал святитель Игнатий Брянчанинов.
День второй. Спас-Камень
На Кубенском озере, в северо-западной его части, находится маленький остров («200 шагов на 100 шагов»), называемый Каменным. Из Летописи известно, что 6 августа 1260 года на Каменном обрел себе спасение от бури князь Глеб Василькович и, в благодарность Богу за свое спасение, построил храм Спаса-Преображения.
На острове князя встретили 23 старца, уже состарившихся в духовных подвигах — в обращении ко Христу чудских языческих племен. Целый сонм великих подвижников воссиял на Спас-Камне: первоначальник старец Феодор, преподобный Дионисий Цареградский – афонский пострижник, Дионисий Глушицкий, Александр Куштский, Петр чудотворец, Василий блаженный, игумен Кассиан.
Но всех более прославил Каменский монастырь подвижник-юноша преподобный Иоасаф Каменский. Вот что пишет в «Сборнике житий вологодских святых» священник Иоанн Верюжский: «Чистота души и тела, отрешенность от всего земного. Духом паря в небесах, блаженный Иоасаф сподобился посещения Господа Иисуса». Спаситель предрек святому иноку: «Всю пустыню около озера тебя ради наполню пустынниками, славящими имя Мое».
Четыре года провел Иоасаф в обители, усиливая свои труды, возгоралась любовь к Богу. В последний год своей жизни он вкушал пищу только по воскресеньям, после приобщения Святых Тайн, всю неделю пребывал в посте. Он желал всецелого забвения о телесных потребностях, чтобы подобно ангелам непрестанно славить Господа. По преставлении святого от его нетленных мощей, как от неисчерпаемого источника, потекли благодатные чудеса и исцеления всем с верою к нему притекавшим.
750 лет монастырь был маяком Веры Христовой, островом спасения. Но в 30-е годы Спасо-Преображенский собор был разрушен до основания, покосилась, но устояла Успенская колокольня с крестом, еще долгое время служившая маяком для плавающих по бурному Кубенскому озеру.
Обитель начала возрождаться благодаря трудам и стараниям вологодской семьи Плигиных. Сейчас на Каменном трудятся реставраторы, сюда едут добровольцы, срублена обыдень – часовенка во имя Всех Вологодских Святых. Во время нашего пребывания на острове наш протоиерей Александр служил панихиду на могиле главного хранителя острова – Александра Николаевича Плигина.
Те, кто пожил и потрудился на Спас-Камне уверяют, что там необыкновенно много света: солнечного, лунного, от снега, от воды. И время тоже другое – длинное. Из-под земли, где в развалинах Преображенского Собора покоятся мощи Святых отцов, исходит тепло. В самые лютые морозы кружка с водой, оставленная в проталинке, не замерзает. Чудо!
Третий день.
Кирилло-Белозерский монастырь
В 1397 году, по указанию Пресвятой Богородицы, прибыл в пределы Белозерские архимандрит Симонова монастыря Кирилл вместе с иноком московским Ферапонтом. Достигнув горы Мауры, взошел на неё. Окинув взором окрестности, преподобный узнал указанное ему место для безмолвия. И мы, православные паломники, тоже поднялись на гору. Возле большого камня, на котором, по преданию, отпечаталась стопа преподобного Кирилла, — деревянная часовня. Кругом стеной стоит лес. Мы поднялись на маленькую смотровую площадку над часовней и увидели вдали величественный Свято-Успенский Кирилло-Белозерский монастырь на берегу Сиверского озера. Изначально это был скит с часовней, а с возрастанием числа братии возник общежительный монастырь. Чудотворная икона ,,Одигитрия», принесённая святым угодником из Москвы, украшала первую рубленую церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Внешняя жизнь обители до преставления преподобного (1427 год) протекала обычно, но именно тогда, в духовных подвигах игумена и братии – молитве, посте, трудах – закладывались основы будущей мощи обители. Уже в ХV веке Кириллов монастырь называли лаврой Пречистой Богородицы, а преподобного Кирилла – игуменом Земли Русской.
До нас дошли послания святого Кирилла сыновьям Димитрия Донского, утверждающие их в православном понимании власти как дарованной Богом: ,,пасти люди Господни, ибо они искуплены честною Его кровию». Великую веру к русскому святому имел царь Иоанн Грозный: он был вымолен у святых мощей преподобного. Попечением первого русского царя складывался храмовый облик Свято-Успенского Кирилло-Белозерского монастыря. Кроме Успенского собора, выстроены церкви Преображения Господня, преподобного Иоанна Лествичника, в честь Усекновения Главы Пророка и Предтечи Иоанна и другие. Всего 11 храмов.
Обитель преподобного Кирилла называют, столицей Северной Фиваиды. Постриженники монастыря Савватий Соловецкий, Ферапонт и Мартиниан Белозерские, Нил Сорский, Дионисий Глушицкий, Павел Обнорский, Корнилий Комельский основали свои обители и свято хранили заветы преподобного Кирилла. К монастырю были приписаны 11 малобратственных обителей и среди них, что нас очень удивило, Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, возрождённый после победы в Северной войне кирилловскими иноками.
По обширности Кирилло-Белозерский монастырь похож на город, и мы долго гуляли по мощным крепостным стенам, поднимались к храмам, спускались к водам Сиверского озера.
А более всего запомнился молебен у раки преподобного Кирилла, пели наши сестры. «О, ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ КИРИЛЛЕ, УГОДНИЧЕ ХРИСТОВ, ЧУДОТВОРЧЕ НОВЫЙ, ИНОКАМ УЧИТЕЛЮ И НАСТАВНИЧЕ, АНГЕЛОМ СОБЕСЕДНИЧЕ, УСЛЫШИ НАС В ЧАС СЕЙ, ИЖЕ К ТЕБЕ МОЛЕНИЕ НАШЕ»
Благодать! И забываешь, что ты еще и экскурсант Кирилловского музея.
Воскресенский Горицкий монастырь
В 6 верстах от Кириллова монастыря расположен Воскресенский Горицкий девичий монастырь. История обители и уникальна и трагична. В 1544 году на вложения Старицких (издавна Белозерские земли были вотчиной рода Старицких) был возведён первый каменный Воскресенский собор. Княгиня Евфросинья, основательница монастыря, пользуясь своей близостью к царскому двору (она приходилась тёткой Иоанну Грозному) приглашала для украшения обители лучших мастеров. В своём уделе княгиня Старицкая организовала мастерскую шитья.
Подобные ,,светлицы», где пряли, ткали, вышивали, были в каждом княжеском доме. На Руси веками существовал благочестивый обычай: в монастырь или в особо чтимую церковь поступали пожертвования (вклады) в виде шитых пелен, покровов на священные сосуды, плащаницы, воздухи. Часто это делалось по обету, например, в мольбе о даровании детей, в благодарность за избавление от смерти на войне или от пожаров, болезней. Такие заказы и выполняли мастерицы-инокини. Все сохранившиеся памятники лицевого шитья, созданные в ,,светлицах», отличаются художественным совершенством и высокой техникой исполнения, являются ценными музейными экспонатами.
В борьбе за великокняжеский престол Старицкие проиграли, весь род был погублен. По приказу царя Иоанна Грозного княгиня Евфросинья насильно пострижена с именем Евдокия и сослана в основанный ею Горицкий монастырь. Ей разрешено было взять с собой многих мастериц, поэтому женские рукоделия процветали, а обитель славилась образцовым хозяйством.
Много лет монастырь был местом ссылки знатных русских женщин. Здесь спасали свои души две жены Иоанна Грозного – царицы Анна Колтовская (монахиня Дарья) и Мария Ногая (инокиня Марфа), мать убиенного в Угличе царевича Димитрия, которая ныне во святых, и многие другие именитые насельницы.
Прославилась обитель и своими старицами-молитвенницами.
Нам вспомнился рассказ отца-настоятеля нашего собора Владимира (Сорокина) в Левашово у Поклонного креста, воздвигнутого в память убиения горицких монахинь: «Большевики разорили обитель. Сестер везли на Север. Где-то на Волго-Балте поступил приказ: открыть люк баржи и избавиться от груза. И сестры, взявшись за руки, опустились в бездну и взошли на Небо».
Четвертый день. Ферапонтов монастырь
Главная святыня Ферапонтова монастыря — Собор Рождества Богородицы. Возведен он был в 1490 г. ростовскими мастерами в традициях московской архитектуры XV века, а расписан в 1502 г. выдающимся художником Древней Руси Дионисием с сыновьями за 34 дня. Общая площадь настенных росписей 600 кв.м. Это единственный фресковый ансамбль, дошедший до нас через 500 лет. Неземной свет в ликах святых, удивительные краски: голубая, зеленая, пурпурная, золотая. Говорят, что тот, кто увидел фрески Дионисия, тот увидел Небо. Прихожанка собора, художница Ольга Корольчук, поведала нам, что студенты 3 курса Мухинского училища летом выезжают на практику в Ферапонтово, многие приходят к вере и воцерковляются.
Ансамбль Ферапонтова монастыря с музеем фресок включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но хранители музея позволили нашим певчим восхвалить Богородицу, спеть: «Взбранной воеводе победительная… Да зовём ти, Радуйся, Невеста Неневестная». Казалось, что звук голосов умножают своды, и даже не верилось, что поют всего 3 человека.
К сожалению, фотографировать в храме не разрешили.
Преподобный Нил Сорский
В мае 2008 года исполнилось 500 лет со дня преставления Нила Сорского — великого просветителя русского иночества, но поклониться святому непросто — 132 км от Вологды до Кириллова, плюс 7 км по Белозерскому шоссе, плюс 8 км по просёлочной дороге. В настоящее время там закрытое учреждение — психоневрологический диспансер, у ворот охрана.
Нил Сорский – пустынник и молчальник – умолил Господа и по смерти остался в тишине и полной безвестности. Над могилой святого построен храм святого Иоанна Предтечи.
Мы же помолились:
«Величаем тя, преподобный Отче Ниле, наставниче монахов и собеседниче ангелов. Научи нас, честно почитающих Тя, твоим царским путём шествовати и молися о душах наших».
Преизобильно украшена Земля Вологодская Божьими обителями и именами святых угодников. Около 80 имен образуют Собор Вологодских святых и все они, как поётся в тропаре Вологодским святым, «крест Христов от юности своея на рамена взямше и усердно Тому последовали есте», житием своим прославили Христа, веру христианскую, озарили её светом Вологодский край.
Автор текста: Любовь Адиятова, прихожанка Князь-Владимирского собора.