ЧТО ЧИТАТЬ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ?

      Комментарии к записи ЧТО ЧИТАТЬ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ? отключены

Нередко священнику задают такой вопрос и те, кто вступает в Великий пост впервые, и те, кто соблюдает его много лет. Когда священник хорошо знает и вопрошающего, и святоотеческую литературу, он может что-то подобрать и предложить по своему усмотрению. Однако, этого «своего усмотрения» в многочисленных церковных и около-церковных публикациях, выступлениях, теле- и радиопередачах становится чем дальше, тем больше: «Я понимаю Православие вот так! Я доктор богословия. Я автор большого числа книг и статей. Я постоянный автор телеканалов. Я считаю, что читать надо вот это!» Пока содержание передачи или статьи элементарно просветительное, а выступающий – человек церковный и образованный, разумный слушатель или читатель сможет почерпнуть пользу. Но в том, что касается – не побоюсь этих слов – «умного делания» и «духовного руководства», дело обстоит сложнее.

Интересно и приятно увидеть по телевизору врача и его выздоровевшего пациента в порядке рекламы некоего объединяющего их лекарства. Применим и к себе. Если кто кого когда чем от чего вылечил, — оно мне поможет или наоборот? Ведь не знаю точно, чем болен. В первый день Великого поста проще сказать, что болен всем. Так что, предлагаемое лекарство от чего-нибудь да поможет… Насколько разумнее современные православные относятся к своему телесному здоровью, чем к здоровью духовному…

Во избежание соблазна стать искусным в личных творческих советах, обращаю внимание начинающих (этот пост) подвижников на церковно-обязательные указания по святоотеческим чтениям.

В Уставе (Типикон), регулирующем порядок богослужений в Православной Церкви, и в Триоди постной, по которой специфически великопостная часть богослужебных текстов читается и поётся, есть указания о «чтениях». Иногда указывается каких, иногда отмечается лишь место в богослужении, где такое чтение вставляется, давая голосу чтецов и певцов отдых, а умам молящихся — перемену способа восприятия божественных учений, причём ноги и тех, и других получают передышку.

В постные дни святой Четыредесятницы, если нет праздника (как 40 мучеников или прп. Марии Египетской), от утрени до вечерни полагаются следующие уставные чтения внутри богослужений суточного круга.

На утрене после первой (1) и второй (2) кафисм – «чтение во святом Ефреме Сирине». После третьей кафисмы (3) и после третьей (4) песни канона утрени – «чтение в «Лавсаике». По шестой (5) песне «чтем «Пролог». После окончания утрени и первого (6) часа – «чтутся «Оглашения» прп. Феодора Студита». По окончании третьего (7), шестого (8) и девятого (9) часов «чтем в Лествичнике».

Рассмотрим 9 чтений, выбор которых сделан составителями Типикона, следовательно, отражает многовековой духовный опыт. Помним, что последний раз в Типикон вносились незначительные поправки при патриархе Иоакиме в 1689 г., то есть, ничего «нового», в смысле современного и произвольно-личного, эта книга не содержит

Преподобный Ефрем Сирин (1. и 2.)

Что именно рекомендуется читать у прп. Ефрема Сирина, в Уставе и Триоди прямо не говорится. Обозрев восьмитомное собрание «Творений…» преподобного, обращаем внимание на произведения, связанные тематически с великопостным богослужением. Толкования на книги Бытия и пророка Исайи, читаемые в постные дни святой Четыредесятницы, находим в томах шестом и пятом соответственно. Писания покаянно-аскетического содержания находим в большом количестве в томах первом и третьем. Разумный читатель может руководствоваться оглавлением.

«Лавсаик», сборник, главная часть которого — «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха (3. И 4.) содержит поучительные истории и случаи, собранные автором при обхождении монастырей Восточноримской империи, в частности, Палестины и Египта. В среднем, объём одной главы – одна страница, глав – 220. Читая по 7 страниц, достигнем конца к Лазаревой субботе. Но и по одной полезно.

Пролог(5) может быть в поучениях и в житиях. Дать ссылку на конкретное издание затруднительно, неизвестно, какой именно пролог имеется в виду. Чтение жития святых дня вполне соответствует по крайней мере духу Устава. Ссылка на издания ниже.

Преподобного Феодора Студита (6) «оглашения» (то есть, вводные наставления) суть элементарные уроки аскетики, а не только правила внутримонастырского распорядка. Поэтому полезны и мирянам. Находим «Оглашения…» в четвёртом томе «Добротолюбия» по версии свт. Феофана Затворника.

Преподобного Иоанна «Лествица» (7,8,9) указана в Триоди и в Уставе. «Слов» в ней 30. По одному на каждый день с понедельника по пятницу до Лазаревой субботы. Видно, так и рассчитывалась.

Из «Слова 14, О любезном для всех и лукавом владыке чреве»:

  1. Когда пришёл странник, чревоугодник весь движется на любовь, подстрекаемый чревонеистовством; и думает, что случай сделать брату утешение есть разрешение и для него. Пришествие других считает он за предлог, разрешающий пить вино; и под видом того, чтобы скрыть добродетель, делается рабом страсти. … 11.Видал я престарелых священников, поруганных бесами, которые юным, находившимся под их руководством, благословением разрешали на вино и прочее на пиршествах. …

 

Вышеперечисленные святоотеческие творения, назначенные Преданием Церкви к чтению в Великий пост, издавались до революции, переиздавались после революции, есть в сети интернет. Пользоваться следует изданиями, прошедшими царскую цензуру и их репринтами, по возможности, по благословению священноначалия.

Итак, нам есть, что почитать. Кто-то схватится за всё и успеет отовсюду понемногу, кто-то прочитает хоть одну «Лествицу». И то, и другое спасительнее сольных концертов схиархимандрита и игумении посреди Великого поста. Не говоря о проповедях любви, которая настолько выше поста, что совершенно его отменяет.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Типикон сиесть Устав// М, Синод. Тип. 1906. Репринт ТСЛ 1992.
  2. Триодион, сиесть Трипеснец, Триодь Постная// М, изд. Моск. Сретен. Монастыря «Правило веры», 2000.
  3. Ефрем Сирин, святой, Творения в 8 томах// ТСЛ 1907; репринт изд.отд. МП 1993.
  4. Иоанна, игумена Синайской Горы ЛЕСТВИЦА//. Козельская Введенская Оптина пустынь, 1908. Репринт СПб, «Светослов», 1996,1998.
  5. Иоанна Мосха, Блаженного ЛУГ ДУХОВНЫЙ// ТСЛ, 1915, репринт 1991.
  6. ДОБРОТОЛЮБИЕ //пер. свт. Феована Затворника, 5 тт, М, Паломник, 2003.
  7. ЖИТИЯ СВЯТЫХ … св. Димитрия Ростовского// М, Синод. Тип.1904; репринт Оптиной пустыни 1993.
  8. Дамаскин (Орловский) Мученики, исповедники и подвижники благочестия российской Православной Церкви ХХ столетия, Тверь, «Булат», 1992 и последующие тома.