В 2010 году прихожане Князь-Владимирского собора вместе с клириком собора протоиереем Александром Чистяковым ездили во Францию поклониться древним христианским святыням.
Лион
Лион – первый город, который мы посетили — был основан в 43 году до Рождества Христова на двух реках – Соне (la Saône) и Роне (le Rhône). Это место – точка пересечения всех дорог между северной и юго-восточной частью современной Франции. Одна из главных христианских святынь Лиона – древний амфитеатр на холме Fourvière (Фурвьер), с которым связана история мученической кончины лионских христиан в 177 году.
Лионские мученики
Лион в то время назывался «Лугдун» и был столицей римской провинции Галлия. По языческому обычаю здесь, как и в других крупных городах, ежегодно в августе проводились торжества в честь Римской империи и ее правителей. Христиане избегали этих празднеств, за что навлекли на себя гнев языческих властей, обвинялись в безбожии и нечестии. Вот что читаем мы в дошедшем до наших дней письме лионских мучеников (Евсевий Кесарийский. Церковная история. Книга 5): «Какое было здесь притеснение, какое неистовое негодование у язычников на святых, что претерпели блаженные мученики, мы в точности и рассказать не в силах, и описать не сможем. Со всей силой обрушился на нас враг, подготовляя свое неизбежное пришествие в будущем. Он всё пустил в ход: натравливал на нас и приучал к травле на рабов Божиих. Нас не только не пускали в дома, бани и на рынок; нам вообще было запрещено показываться где бы то ни было…».
Римский легат приказал разыскивать всех христиан; каждый день хватали тех, кто был достоин восполнить число мучеников. Забрали людей самых деятельных, на которых Церковь, по существу, и держалась; захватили и некоторых рабов-язычников которые, испугавшиеся пыток и поддавшись уговорам воинов, дали ложные показания, подтвердив слухи о нечестии христиан.
«Весь неистовый гнев и толпы, и легата, и солдат обрушился на Санкта, диакона из Виенны; на Матура, недавно крестившегося, но доброго борца; на Аттала, пергамца родом, всегда бывшего опорой и оплотом здешних христиан, и на Бландину: на ней Христос показал, что ничтожное, незаметное и презренное у людей у Бога прославлено за любовь к Нему, проявленную не напоказ, а в действии. Боялись за нее все: и мы, и ее земная госпожа, сама бывшая в числе исповедников, считали, что у Бландины, по ее телесной слабости, не хватит сил на смелое исповедание. Она же исполнилась такой силы, что палачи, которые, сменяя друг друга, всячески ее мучили с утра до вечера, утомились и оставили ее. <…> Блаженная, как настоящий борец, черпала новые силы в исповедании: она восстанавливала их, отдыхала, не чувствовала боли, повторяя: «Я христианка, у нас не делается ничего плохого».
Всего в 177 году в Лионе приняли мученическую смерть сорок три человека.
Мы поднялись на холм Фурвьер ранним утром. Со смотровой площадки у белокаменной базилики Notre Dame De Fourvière (Нотр Дам де Фурвьер) открывался весь Лион: видны были улицы со старинными домами, башни и стрельчатые окна Primatiale Saint—Jean—Baptist de Lyon (кафедральный собор Лиона), поблескивали бирюзовые воды реки Соны. Узкие улочки, прихотливо вьющиеся по склонам холма, привели нас к амфитеатру. Мы оказались на верхних его ярусах; здесь протоиерей Александр отслужил молебен мученикам, пел хор Людмилы Даниелян. Батюшка прочитал нам знаменитое «Письмо лионских мучеников» (цитировалось выше), а иллюстрацией послужил вид, который открывался нашим глазам. Огромные каменные ступени спускались вниз к арене, вдали вновь был виден весь город. Мы осмотрели несколько сохранившихся каменных помещений, в которых держали заключенных для пыток и зверей. Залитый лучами утреннего солнца, амфитеатр выглядел величественно, напоминая о величии тех событий, свидетелем которых он был.
Церковь святого Иринея Лионского
Еще одна святыня, которую мы посетили – Basilique Saint Irénée (церковь святого Иринея), расположенная также на холме Фурвьер. Это один из самых старинных храмов Франции, в архитектуре которого сохранились фрагменты, датируемые V веком. Современное здание было построено в XIX веке над подземной церковью Х века. Здесь покоились тела лионского мученика Александра и архиепископа святого Иринея. Раскопки на соседней улице и площади показали, что на месте церкви находятся обширные захоронения, первые из которых были совершены еще до нашей эры.
Во дворе церкви мы осмотрели древние гробницы, найденные во время раскопок, а потом спустились в крипту. Здесь, в отдельном помещении за железной решеткой были сложены во множестве останки мощей первых христианских мучеников. История гласит, что в ХVI веке протестанты разорили многие католические церкви, а мощи святых собрали для уничтожения, однако осуществить замысел помешали подоспевшие католические войска. С тех пор мощи находятся в крипте; мы поклонились святыни, постояли несколько минут в тишине, любуясь тонким лучом, попадающим в это холодное подземное помещение сквозь узкое оконце где-то наверху. После протоирей Александр отслужил молебен у мощей святых.
Марсель
Марсель — второй по величине город и крупнейший порт во Франции — был основан греками в 600 году до н.э. (древнегреческое название города — Массалия). Город расположен на берегу Средиземного моря, на холмах. На одном из них возвышается базилика Notre—Dame de la Garde (Нотр-Дам де ла Гард), куда можно попасть, поднявшись по длинной лестнице. Со смотровой площадки открывается захватывающий вид на бухту Старого порта, до краев заполненную парусниками, на город. Освящение базилики состоялось в 1864 году, хотя первоначально, еще в 1214 году, на этом месте была воздвигнута часовня. Это удивительное здание состоит как бы из двух церквей, расположенных одна над другой.
Базилика видна практически со всех точек города и на мили из моря. Интерьер украшен мозаикой и фресками в византийском стиле, на стенах размещены многочисленные мраморные таблички с выражениями благодарности за спасение от гибели в море.
Далее мы отправились в Eglise Saint—Victor (аббатство Сен-Виктор) – одну из древнейших монашеских обителей Франции. Монастырь был основан преподобным Иоанном Кассианом Римлянином в V веке. Это был первый в Галлии общежительный мужской монастырь, устроенный по уставу восточных обителей. Стены аббатства возведены над древней подземной церковью с готическими сводами, гробницами с искусными барельефами святых и другими фрагментами древних захоронений. Здесь мы поклонились мощам мученика Виктора.
Из бухты старого порта на небольшом пароходе мы вышли в Средиземное море и направились к архипелагу Frioul (Фриуль). На одном из островов архипелага находится знаменитый замок Иф – его таинственные стены и башни были хорошо видны с палубы, – но мы высадились на другом острове, Île Ratonneau (Ратоно). Здесь нас встретили небольшие скалистые бухты с прозрачной водой светло-бирюзового цвета, шуршание гальки и легкий соленый бриз. В одной из таких бухт мы провели несколько часов, искупались, отдохнули на прогретых солнцем белоснежных камнях и теперь можем подтвердить: архипелаг Фриуль – уникальное в своем роде природное явление!
Канны
Город Канны расположен вдоль побережья Средиземного моря. На небольшом живописном островке Saint—Honorat (Сен-Онора) в архипелаге Îles de Lérins (Леринские острова) в трех километрах от Канн находится еще один древний монастырь — Abbaye de Lérins (Леринское аббатство) (http://www.abbayedelerins.com/ ).
Когда-то остров был необитаем, римляне сюда не заходили из-за обилия змей. Примерно в 410 году отшельник Онорат Арелатский поселился на острове в поисках уединения; ученики, последовавшие за ним, образовали общину. Так был основан Леринский монастырь.
Именно в этом монастыре подвизался в V веке от Рождества Христова Викентий Леринский – выдающийся богослов, которому принадлежит одно из наиболее полных определений Церковного Предания: «В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все» (Викентий Лиринский. Рассуждение о вере. Признаки истинного предания).
Сведения о жизни святого Викентия крайне скудны. Он родился в городе Туль на северо-востоке современной Франции; после службы в армии принял монашеский постриг в Леринском монастыре, где в 434 году под псевдонимом Перегрин написал своё самое известное сочинение «Памятные записки» (Commonitorium). Скончался около 450 года. Мы поклонились мощам святого, которые покоятся на острове, и отправились осматривать окрестности.
По всему острову разбросаны семь часовен. Четыре из них открыты для посетителей. La chapelle dédiée à la Trinité (Троицкая часовня) (XIX век) расположена на юго-востоке острова, La chapelle Saint—Sauveur (Шапель Сен-Совер) (XII век) – восьмиугольная часовня на северо-западе, Lachapelle St Caprais (Шапель Сен-Капре), построенная на том месте, где Онорат Арелатский жил отшельником, La chapelle Saint Pierre (Шапель Сен-Пьер).
В монастыре сохранились элементы сооружений римского периода, крепость и башни XI-XV веков. В крепости одно из помещений оказалось древним христианским храмом: угадывалось расположение алтаря, величественные своды как бы замыкались небольшим камнем с высеченным крестом. В настоящее время храм пустует, проемы некоторых окон разрушены, доносится мерный шум прибоя, на полу песок. Но, несмотря на это, во время молебна, который отслужил здесь протоиерей Александр, нас охватил благоговейный трепет.
С крепостных стен было хорошо видно, как набегают на берег друг за другом волны; к свежему запаху моря примешивался запах листьев эвкалипта, неизвестных нам южных трав. Неизгладимое впечатление оставил вид на далекие холмы южного побережья Франции, на склонах которых многочисленные домики похожи на мозаику.