Крещенский сочельник 2015
Прошло Рождество, приближался праздник Богоявления. По традиции в этот день группа прихожан Князь-Владимирского собора во главе с протоиереем Александром Чистяковым выезжает за город на озеро для участия в Великом Водосвятии. Условия позволяют не только набрать воды, но и совершить погружение в купель.
Так сложились обстоятельства, что мероприятие было перенесено на Крещенский сочельник. По уставу Великое Водосвятие совершается накануне Богоявления и в сам день праздника.
Утром воскресного дня, после Литургии, которую отслужил протоиерей Александр, начался отъезд на озеро. Количество человек было около сорока, так как добирались только на имеющихся машинах. В основном это постоянные участники. Погодные условия внесли свои коррективы. Стояла плюсовая температура, снег таял, превращаясь в кашу. На льду вода порой доходила до щиколотки.
На месте каждый приступил к своем обязанностям. Одни готовили Иордань и расчищали снег рядом с ней, другие ставили шатёр и растапливали печь. Спустя некоторое время все собрались в натопленном шатре, где протоиерей Александр начал совершать Великую Вечерню. Ему помогали: хор Людмилы Даниелян, двое чтецов и пономарь.
После службы прихожане крестным ходом двинулись на озеро. К этому времени лёд местами потрескался. Не желая одновременно провалиться, все равномерно рассредоточились по замерзшему озеру.
Принесли доски, чтобы не стоять в воде и уменьшить давление на лёд. Расположились не ближе десяти метров от проруби — таким образом обеспечивалась безопасность молящихся.
Началось Великое Водосвятие.
Сильного ветра не было, но периодически моросил дождь. Находящиеся на берегу могли следить за молебном и слышать голоса священника, хора и чтецов.
После Водосвятия люди набрали освященной воды. Затем, дабы не рисковать, купель решили перенести ближе к берегу.
По традиции первым погружается протоиерей Александр, затем дети, женщины, мужчины. Из-за образовавшейся слякоти на льду палатки для переодевания разместили на пирсе, метрах в ста от купели. Путь до нее сам по себе был небольшим подвигом, особенно для тех, кто отправлялся в него без обуви. Преодолев это испытание, человек оставлял все волнения и страхи позади. В итоге все желающие смогли окунуться. Для некоторых это было впервые.
Вернувшись в шатёр, устроили небольшую трапезу. Пообщались, посмотрели отснятые видеоматериалы со своим участием. По окончании убрали столы и протоиерей Александр совершил Великое повечерие. Так незаметно подошёл к концу Крещенский сочельник.
Автор текста: прихожанин Князь-Владимирского собора Олег Алексеев.
Дорога к Иордани
Когда наступает осень, время от времени с волнением вспоминаешь, что скоро 19-ое января по новому стилю — Крещение Господне, Великое Водосвятие и прорубь! С одной стороны радостно, а с другой — страшно. Радостно, потому что наступили Святки и страшно, потому что — прорубь! Когда -20 градусов, то все-таки страшно.
Каждый год природные стихии складываются в неповторимой комбинации, поэтому каждый раз все по-новому. Первый вопрос, который возникает в разговорах про Богоявление, — будет ли лед, или нет, а если будет, то насколько прочный.
Лично я участвовал в Великом Водосвятии при ясном небе, ярком солнце и морозе около -25 градусов, когда снятая мокрая белая белая рубашка тут же застывает в причудливых формах; во время пурги с ледяным ветром, от которого во время освящения воды ломит лоб; на закате при ясной погоде с пронзительными облачными узорами на небе и относительно щадящей температурой воздуха — где-то -12 градусов.
В этот раз стихии завязались в суровый узел: лед был, и был достаточно толстый — 10-12 см, но он был покрыт 10-сантиметровым слоем мокрого снега с водой. Уже несколько дней температура воздуха была около нуля градусов, поэтому вероятность возникновения трещин на льду была достаточно велика. Батюшка объяснил, что если человек попадает в пространство между двух трещин, то озеро превращается в ледяную мышеловку: льдина наклонятся, человек сползает в воду и льдина захлопывается. В связи с этим были приняты все необходимые меры предосторожности: к Иордани вели шестиметровые доски, такие же доски ее окружали. Прихожане стояли на некотором расстоянии друг от друга. После молебна для безопасности прорубили новую купель поближе к берегу.
Часть людей была хорошо подготовлена: резиновые сапоги, рыбацкие бахилы. Были неготовые, но ревностные и находчивые, с полиэтиленовыми мешками на ногах, а были ревностные и терпеливые с промокшими ногами. Были и такие, которые остались на пирсе сторожить детей.
Небо было низким и серым, дождь чередовался с мокрым снегом, дул умеренно неприятный ветер. Палатки для переодевания поставили на пирсе в целях безопасности и для того, чтобы одежда оставалась сухой. К Иордани вела 150-метровая дорожка с ледяной водой.
Как только ты на нее наступаешь, сразу переходишь на быстрый бег. Многоопытные прихожане посоветовали оптимальный способ передвижения без обуви по лядной каше — не босиком, а в носках. Носки не скользят, не слетают, и дают необходимую сцепку со льдом, при которой можно развить приличную скорость и окунуться в Иордань как бы с разбега.
На дистанции от купели до палатки с одеждой некоторые прихожанки развивали рекордную скорость.
Необычность Великого Водосвятия в этом году заключалось еще и в том, что все происходило 18-го января, в Сочельник Богоявления, поэтому Водосвятию предшествовала Великая Вечерня.
Во всех отрывках из Писания, которые звучали за Богослужением, говорилось о проявлении водной стихии, и погодные условия показались иллюстрацией к этим словам: по крыше палатки барабанил дождь, под ногами были лужи, озеро покрыто водой, а небо — дождевыми облаками. Значение слов усиливалось, они оживали, совпадая с тем, что мы видели вокруг.
Автор текста: прихожанин Князь-Владимирского собора Вячеслав Макаров.